16 апреля 2021 г.

Я родилась в Москве…

На главную
  • 18.11.2010
  • 20:52

Ефим Ломберг, доктор искусствоведения

«Вечерняя Москва»
К юбилею Майи Плисецкой
Ее рисуют художники, ей посвящают стихи поэты, ее снимают в кино, ей устраивают овации на всех континентах земного шара.

Талантливый французский балетмейстер Ролан Пети специально для нее создал балет «Гибель розы». В эти дни Майя Плисецкая – живая легенда, национальное достояние России – отмечает свой юбилей.

А начиналось все в далекие 20-е годы прошлого столетия. Однажды на одном из московских бульваров внимание москвичей привлекла маленькая рыженькая девочка.

Вытянувшись на носочках, это рыжее чудо вдохновенно танцевало под уличные радиовальсы Делиба из балета «Компелия». Это было первое публичное «выступление» будущей великой балерины.

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Отец – Плисецкий Михаил Эммануилович был генеральным консулом на Щпицбергене, одним из руководителей «Артикугля».

В 1938 году он был расстрелян. Мать – Мессерер-Плисецкая Рахиль Михайловна (1902–1993), актриса немого кино. В июне 1934-го Майя поступила в Московское хореографическое училище и уже в первом классе обратила на себя внимание будущего замечательного хореографа Леонида Якобсона, талантом которого не устает восхищаться всю жизнь.

Она хорошо помнит дату своего первого настоящего успеха: 21 июня 1941 года – ей оставалось до выпуска еще два года, но в числе лучших учащихся старших классов она принимала участие в выпускном концерте училища.

А на следующий день началась Великая Отечественная война. 1 апреля 1943 года Плисецкую приняли в труппу Большого театра и зачислили в кордебалет. Вскоре она уже вполне официально считалась первой балериной Большого театра. 2 октября 1958 года Майя Плисецкая вышла замуж за выдающегося композитора Родиона Щедрина.

Щедрин не только помогал Плисецкой создавать свой театр, но и боролся вместе с ней за ее «особое место в балете».

Сегодня Родион Щедрин и Майя Плисецкая живут на три дома. Чаще живут в Мюнхене. В Москве живут, когда у них проходят здесь концерты и фестивали. Кроме того, у них большая дача в Литве.

Там они живут, когда им хочется отдохнуть от своей бурной, насыщенной событиями жизни. Но и на отдыхе они не перестают интересоваться тем, что происходит в мире.

Плисецкая говорит, что никогда не воспринимает отстраненно новости, которые сообщают средства массовой информации, особенно если это новости из России.

К сожалению, ей пришлось убедиться в том, что чужого горя действительно не бывает. Взрыв, произошедший в Москве в подземном переходе на Пушкинской площади, унес жизнь очень близкого человека. Александра Борисовна Ройтберг, умный и благодарный театрал с 50-летним стажем, была ангелом-хранителем московского дома Майи Плисецкой и Родиона Щедрина, их секретарем и настоящим энциклопедическим справочником по их жизни и творчеству.

Однажды Плисецкую спросили, любит ли она успех.

«Да, – сказала она, – он мне дает возможность отдыхать во время спектакля». (Она имела в виду поклоны в ответ на бесконечные аплодисменты.) Плисецкая рассказывает: «Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую – как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих.

Только так. И в Канаде или в Люксембурге было бы неплохо родиться. Но я родилась в Москве. В царствие Сталина.

Затем при Хрущеве жила, при Брежневе жила, при Андропове, Черненко, Горбачеве, Ельцине жила… И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Свое живи!.. Я и жила. Себе говорю – честно.

Ни детей, ни стариков не обижала. Друзей не предавала. Добро помнила и помню. Никому никогда не завидовала. Своим делом жила. Балетом жила. Другого ничего в жизни я делать толком и не умела.

Мало только сделала. Куда больше могла. Но и на том спасибо. Спасибо природе своей, что выдюжила, не сломалась, не сдалась…»

Характер Плисецкой сочетается с ее артистическим дарованием – это и есть судьба. Она не боялась нарушать каноны и традиции балета, верила в себя и всегда была современной, потому что побеждала в споре со временем. Самыми лучшими и точными определениями сути ее искусства стали такие найденные для нее критиками «амплуа», как актриса идеи и балерина-стихия.

Природа наградила Плисецкую уникальными данными: большим шагом, высоким прыжком, уникальным вращением, необыкновенным артистическим темпераментом и необыкновенной восприимчивостью к музыке. После того как президент Франции Франсуа Миттеран вручил ей орден Почетного легиона, один из советских чиновников выразил свое недоумение: «Я думал, что этот орден дают только борцам Сопротивления». «А я всю жизнь и сопротивляюсь», – сказала она.

Справка

Майя Михайловна Плисецкая – великая балерина XX века.

Народная артистка СССР (1959), Герой Социалистического Труда, награждена тремя орденами Ленина (1967, 1976, 1985 гг.) орденом Почетного легиона (Франция, 1986 г.), Ленинской премией (1982 г).

Снималась в кинофильмеконцерте «Мастера русского балета» (1953), кинофильмах-балетах «Лебединое озеро» (1957), «Сказка о Коньке-Горбунке» (1961), «Анна Каренина» (1975), в кинофильмеопере «Хованщина» (1959), в телеэкранизациях балетов «Болеро» и «Айседора» («Поэзия танца», 1977), «Чайка» (1982), «Дама с собачкой» (1986) и др.
Читайте также

Комментарии (0)


Здесь еще никто не писал.Что бы добавлять сообщения, вы должны войти или зарегистрироваться на сайте